ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ: НОВЫЙ КУРС РАЗВИТИЯ
DOI:
https://doi.org/10.48371/ISMO.2024.56.2.009Ключевые слова:
Центральная Азия, Казахстан, мягкая сила, образовательная политика, академическая мобильность, тюркская цивилизация, внешняя политика, культурные связиАннотация
Международные вызовы и угрозы XXI века, а также геополитическая роль Центральной Азии актуализировали необходимость применения регионального подхода к интернационализации образования. В 2021 году Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркмения приняли Туркестанскую декларацию об основных принципах Центрально-Азиатского пространства высшего образования (ЦАПВО). Целью данного объединения является укрепить и продвигать образовательное пространство Центральной Азии, установив приоритетные направления развития на взаимовыгодных условиях. Основными факторами развития Единого Центральноазиатского Пространства высшего образования выступают общность истории, культурных ценностей, религия, единые геополитические и геостратегические цели, общий языковой фон и др.
Целью данного исследования выступает комплексный анализ образовательной политики в сфере высшего образования в Центрально-Азиатском регионе в условиях современных политико-экономических отношений. Методами исследования были обозначены междисциплинарный, институциональный и мультиактивный подходы, интеллектуальная интуиция, контент-анализ, компаративистика и другие общенаучные методы.
В ходе исследования был проведен анализ образовательной политики каждой из стран ЦА, опираясь на социоэкономические показатели, предложена целостная программа национальной идентичности С.Б. Булекбаева на основе осмысления состояния тюркского мира и возрождения тюркского самосознания, тюркской духовности. Таким образом, образование в качестве инструмента мягкой силы внешней политики стран ЦА выступает ресурсом для укрепления дружественных отношений как в регионе, так и с другими зарубежными странами, расширение культурных связей между ними, усиление международного сотрудничества, расширение сферы деловых контактов, повышение качества знаний и уровня развития человеческого капитала; развитие экономики (туризм, сфера услуг и т.д.), создание влиятельных научных центров (укреплению материально-технической базы), конкурентоспособности ВУЗов, повышение имиджа страны, повышение имиджа региона.