ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ БИОСФЕРЫ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА
DOI:
https://doi.org/10.48371/ISMO.2022.47.1.003Ключевые слова:
Философия, цивилизация, естествознания, системный подход, биосфера, ноосфера, техносфера, социосфера, общества, природаАннотация
В статье отмечается, что учение о биосфере не могло возникнуть раньше, чем в естествознании накопилось достаточное количество данных, свидетельствующих о тесной взаимосвязанности в природе явлений органического и неорганического мира. Ставиться и дается обоснованный ответ на вопросы: каковы методологические мотивы введения в науку таких новых понятий, как «биосфера» и затем «ноосфера», какую роль сыграли они в развитии научной теории о Земле и в чем их значение для дальнейшего развития наук о природе и обществе?
В статье описывается идеи развития и взаимосвязанности природных явлений в трудах И. Канта, Ч. Лайеля, М. В. Ломоносова, Ж.Б. Ламарка, Жоффруа Сент-Илера, К.Ф. Рулье и других ученых. Также дается определении многозначности термина «ноосфера» от французских ученых Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден