ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ
DOI:
https://doi.org/10.48371/ISMO.2023.54.4.010Ключевые слова:
Европейский Союз, Центральная Азия, внешнеэкономическая политика, стратегия партнерства, экономическое cотрудничество, торговые взаимоотношения, торговые преференции, экспорт и импортАннотация
Европейский Союз (ЕС) является одним из ключевых экономических и политических партнеров стран Центральной Азии (ЦА). Отношения между регионами переходят на новый уровень в свете изменившейся геополитической ситуацией в мире. На ЕС приходится более трети общего объема внешней торговли Центральной Азии, тем не менее на данном этапе все страны ЦА, за исключением Казахстана, имеют торговый дефицит с ЕС, что увеличивает экономические и политические риски для региона. В этой связи изучение экономической политики ЕС в Центральной Азии становится актуальной задачей, связанной, прежде всего, с анализом концептуальных документов ЕС, определяющих его стратегическую линию на данном направлении. В данной статье произведен сравнительный контент анализ экономической политики Европейского Союза в Центральной Азии в рамках Стратегий ЕС по Центральной Азии за 2007 и 2019 годы, а также статистический анализ торговых показателей стран Центральной Азии с ЕС в период 2002 – 2022 гг. Основые выводы, сделанныев ходе исследования показывают, что принципы к подходам экономического сотрудничества ЕС по отношению к ЦА остались те же, но Евросоюз перешел к более углубленному решению существующих проблем в регионе. ЕС помогает странам Центральной Азии в унифицировании законодательных норм в соответсвии с нормативными соглашениями Всемирной торговой организации (ВТО), тем самым облегчая выход стран на международные рынки. Также больше внимания уделяется развитию малого и среднего бизнеса (МCБ), и формированию положительного имиджа Центральной Азии, способствующему получению инвестиций в секторы роста экономики. Анализ торговли между регионами показал, что основная доля экспорта приходится на Казахстан, поэтому здесь возникает вопрос расширения торговой номенклатуры региона и развитие в первую очередь внутрирегиональной торговли и связей через торговый портал Сеntral Asia Gateway.