МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЦУР 4 В КАЗАХСТАНЕ - ПОЛИТИКА ПАРТНЁРСТВА И ВЫЗОВЫ

Авторы

  • Калиева А.А. НАО Казахский Национальный Женский Педагогический Университет
  • Беймишева А. С. NARXOZ Университет

DOI:

https://doi.org/10.48371/ISMO.2025.61.3.009

Ключевые слова:

качественное образование, Казахстан, международные организации, ЮНЕСКО, Всемирный банк, ОЭСР, ЮНИСЕФ, инклюзия, цифровизация

Аннотация

Статья посвящена исследованию роли международных организаций в реализации Цели устойчивого развития 4 (Качественное образование) в Казахстане. Актуальность исследования определяется стратегическим значением образования для формирования человеческого капитала и обеспечения конкурентоспособности страны в условиях глобализации. В XXI веке качественное образование рассматривается как ключ к устойчивому развитию, социальной справедливости и экономическому росту. Казахстан, став частью глобального образовательного пространства, активно взаимодействует с международными институтами — ЮНЕСКО, Всемирным банком, ОЭСР и ЮНИСЕФ, что оказывает значительное влияние на направление национальных реформ.

Цель исследования заключается в комплексном анализе вклада международных организаций в модернизацию образовательной системы Казахстана, оценке их финансовой, методической и экспертной поддержки, а также выявлении существующих проблем и ограничений в реализации ЦУР 4.

Методология основана на системном подходе, сравнительном анализе, контент-анализе стратегических документов и историко-аналитическом исследовании этапов модернизации образования в Казахстане. В качестве источников использованы государственные программы, официальные отчёты международных организаций и научные публикации в области сравнительного образования.

Научная значимость работы заключается в выявлении особенностей взаимодействия Казахстана с международными партнёрами и в разработке концепции адаптации глобальных практик к национальному контексту. Практическая значимость выражается в возможности использования результатов для совершенствования образовательной политики, снижения регионального неравенства, развития инклюзии и цифровизации.

Основные результаты показывают, что Казахстан достиг значительного прогресса в сотрудничестве с международными организациями: создана нормативная база инклюзивного образования, активно развивается цифровизация, обеспечен широкий доступ к школьному образованию. Однако остаются нерешёнными проблемы: разрыв между городскими и сельскими школами, кадровый дефицит и риски чрезмерной зависимости от внешних моделей. В перспективе устойчивое развитие образования в Казахстане возможно только при условии баланса между глобальными инициативами и национальными интересами.

Финансирование: Исследование финансируется Комитетом по науке Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (грант № AR19577392).

Загрузки

Опубликован

2025-09-30

Как цитировать

Kaliyeva A. A., & Beimisheva A. S. (2025). МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЦУР 4 В КАЗАХСТАНЕ - ПОЛИТИКА ПАРТНЁРСТВА И ВЫЗОВЫ. Известия. Серия: Международные отношения и регионоведение, 61(3). https://doi.org/10.48371/ISMO.2025.61.3.009

Выпуск

Раздел

Мақалалар/Статьи/Articles