МЕЖДУНАРОДНАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ И КАЗАХСТАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
DOI:
https://doi.org/10.48371/ISMO.2024.57.3.009Ключевые слова:
PISA 2022, естественные науки, образовательное равенство, сравнительный анализ, количественный анализ, образовательная реформа, образовательная политика, КазахстанАннотация
Целью данной статьи является анализ и сравнение систем школьного образования Казахстана с системами отдельных стран с использованием выводов, полученных из результатов PISA 2022. Программа международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA) служит важнейшим ориентиром для оценки успеваемости 15-летних учащихся в разных странах, уделяя особое внимание ключевым компетенциям в области математики, чтения и естественных наук. Изучая успеваемость Казахстана по сравнению с другими странами, данное исследование стремится выявить сильные и слабые стороны в его образовательной структуре и понять более широкие последствия этих результатов в глобальном контексте.
Понимание эффективности образования жизненно важно по нескольким причинам. Во-первых, оно дает представление об эффективности различных образовательных политик и практик, позволяя странам учиться друг у друга. Во-вторых, оно подчеркивает важность образовательного равенства и доступа, которые необходимы для содействия социальной мобильности и экономическому развитию. В мире, который становится все более взаимосвязанным, возможность сравнивать результаты образования в разных странах имеет решающее значение для принятия политических решений и совершенствования образовательных систем.
Методологии, используемые в этом сравнительном анализе, включают количественный анализ данных результатов PISA 2022, фокусирующийся на средних баллах и тенденциях успеваемости по математике, чтению и естествознанию. Кроме того, качественные оценки образовательной политики и практики в Казахстане и других странах интегрированы для обеспечения всестороннего понимания факторов, влияющих на успеваемость учащихся. Основные выводы указывают на то, что, хотя Казахстан добился значительных успехов в образовательной реформе, сохраняются проблемы в достижении паритета со странами с более высокими показателями. Анализ выявляет конкретные области для улучшения, такие как повышение качества преподавания и устранение социально-экономического неравенства, которые имеют решающее значение для продвижения образовательных результатов Казахстана на мировой арене.